Ошибка № 1. Неуместная реклама
В феврале 2013 года баллы 130 участников рейтинга (то есть каждого десятого) были обнулены из-за наличия на сайтах неуместной рекламы. Эксперты честно предупредили школы, что определять степень уместности они будут субъективно, поскольку объективной оценке это явление практически не поддается. Разве что предложения научить «абсолютно законно» зарабатывать 15 тысяч рублей в день или сообщения «Как превратиться в СУПЕР-любовницу? Советы от опытных мужчин!» на школьном сайте настолько явно недопустимы, и тут можно не просто баллов лишиться, но и под суд попасть.
Большая же часть рекламы законов не нарушает. И в самом деле, кто запретит школе публиковать на главной странице рекламу гадания «на любовь, карьеру, судьбу» или магазина икон, «быстро помогающего средства при поносе и похмелье» или московского кёрлинг-клуба (на сайте башкирской сельской школы), немецких окон или японских подгузников? И даже когда ученики с 1 по 11 классы, зайдя на сайт родной школы, узнают, что «с Ани Лорак случился конфуз. Страна не может этого забыть», формально никаких претензий эксперты рейтинга предъявить не могут. Только собственное ощущение уместности и здравый смысл. Несправедливо? Безусловно. Но ведь и участие в рейтинге добровольное: хотите, чтобы вас оценивали по-другому — вступайте в другой рейтинг, благо, школьных рейтингов, в том числе тех, где результаты определяются исключительно онлайновым голосованием, в Рунете хватает.
При этом ни один проштрафившийся школьный сайт, за редким исключением, осознанно рекламу не ставил, ведь заработать что-либо, размещая рекламу на сайте школы или персональном сайте учителя, невозможно. Рекламные блоки просто располагаются по умолчанию на сайтах, созданных с помощью бесплатного конструктора типа uCoz. При этом поддержка сайта без рекламы стоит у uCoz 90 рублей в месяц, а для сайтов общеобразовательных учреждений рекламу уберут бесплатно (всего лишь нужно обратиться по адресу banner@ucoz.net).
Так что «посуда нержавеющая оптом» или «ремонт стёкол Выхино-Жулебино» появляются на школьных сайтах не по злому умыслу, а по незнанию или из-за лени. Поэтому с весны 2013 года сайты с рекламой отсеиваются уже на этапе принятия заявки.
Но есть и хорошая новость — количество школьных сайтов с рекламой, заявляющихся в рейтинг, неуклонно снижается. Это особенно заметно в ретроспективе: год назад реклама мигала и переливалась на каждом пятом школьном сайте.
И, конечно, есть исключения и для рекламы, неслучайно в форме заявки появилось поле «Реклама есть, но она соответствует возрастной категории посетителей сайта». Эксперты не будут возражать против, например, баннера каталога проверенных детских ресурсов или рекламы бесплатного сервиса по конструированию сайтов, который и был использован для создания школьного сайта. Если, конечно, по ссылке на сайт сервиса не открывается всё та же неуместная реклама. Нельзя контролировать весь Интернет, но прямые ссылки со школьного сайта должны быть безупречны.
Ошибка № 2. Отсутствие реакции на фишинговые объявления
Одно из самых неприятных явлений, которое нередко встречается на школьных сайтах, — фишинг (интернет-мошенничество с целью получения доступа к логинам и паролям пользователей). При загрузке заражённого вирусом сайта выскакивает окно с текстом примерно такого содержания: «Администрация Вконтакте: Ваш аккаунт заблокирован за спам! НАЖМИТЕ СЕЙЧАС, чтобы сохранить». Или «Chrome: Ваш браузер устарел и будет отключён сегодня! Нажмите и обновите сейчас!»
Понятно, что ни один пользователь, владеющий элементарными навыками сетевой безопасности, ничего нажимать не будет, а просто покинет сайт. Также понятно, что такая неприятность как заражение сайта вирусом, может случиться с каждым. Непонятно одно — как может администрация не обращать внимания на то, что официальный сайт школы неделями и месяцами встречает учеников, учителей и родителей сообщением от жуликов? Это всё равно как не обратить внимания на организацию азартных игр в школьных коридорах.
О каждом случае интернет-мошенничества мы сообщаем администратору школьного сайта. Если за неделю ситуация не меняется, мы удаляем сайт из рейтинга.
Ошибка № 3. Анимация и виджеты
«С праздничком», «Календарик», «Погодка», «Часики», «Поиграй с собачкой», «Покорми хомячка», «…а теперь рыбок» плюс анимированные элементы — вращающиеся, подпрыгивающие, кувыркающиеся… Некоторые школьные сайты похожи на выставки достижений веб-дизайнерской индустрии, точнее, всего, что можно бесплатно натаскать из Интернета и поставить на сайт.
Более 70% участников рейтинга применяют виджеты и анимированные элементы, но не более 10% таких применений можно назвать если не удачными, то не мешающими основной задаче школьного сайта — информированию.
Дополнительная опасность — многие виджеты содержат ссылку на посторонний сайт с непредсказуемым содержанием, и, кликнув на безобидные анимированные часики, школьник вполне может получить информацию о том, что «Муж закричал от ужаса, когда ЭТО начало выползать из его жены…».
Кара за виджет или другой элемент дизайна, через который можно напрямую перейти на веб-ресурс с нежелательным контентом, стандартная: письмо в администратору сайта — отсутствие реакции в течение недели — исключение.
Так что будьте тщательней в выборе средств оживления своего сайта.
Ошибка № 4. Мигающие буквы и бегущие строки
Ещё больше мешают восприятию основной информации мигающий текст и бегущие строки «Добро пожаловать!», неустанно приветствующие посетителя, даже если он проводит на сайте целый день. На одном из сайтов эксперта ждало сразу две строки, бегущие в разные стороны. Дополнительное раздражение у пользователей вызывает бегущая строка с важной информацией (например, телефоном и адресом школы), потому что приходится ждать и буквально ловить каждый знак.
Текст не должен самопроизвольно прокручиваться, двигаться, мелькать, всё это враждебные к пользователю устаревшие технологии, оставшиеся в прошлом веке. Никто вас за бегущую строку, конечно, не накажет, но всем будет лучше, если для важных сообщений вы заведёте специальный блок.
Ошибка № 5. Переизбыток цветов, шрифтов и начертаний
Около 20% создателей школьных сайтов используют собственный дизайн, к сожалению, не всегда удачный. Впрочем, аналогичная ситуация и на сайтах, сделанных по шаблонам. Основная ошибка — неудачное цветовое решение. Избыток жёлтого, красного, оранжевого, лилового, темно-синего и чёрного цветов затрудняет чтение и поиск информации. Отмечен ряд случаев использования фоновой картинки с мелким рисунком при отсутствии однотонной подложки под текст, что также не идет на пользу зрению читателя.
Ещё один распространенный недостаток дизайна школьных сайтов — использование всех доступных редактору шрифтов. Единый стиль оформления текстов, столь приятный глазу и эксперта, и любого посетителя, зафиксирован лишь в каждом третьем случае. Редакторы и дизайнеры 70% сайтов-участников рейтинга используют более трёх цветов, шрифтов и начертаний, из-за чего восприятие текста ухудшается. Наиболее удобен для экранного чтения шрифт без засечек, например Arial, Verdana, Tahoma. А вот Times New Roman прекрасно подходит для документов, но плохо читается на экране.
Злоупотребления курсивом — бич школьных сайтов. Текст, набранный курсивом, неудобен для чтения и может применяться лишь к небольшим фрагментам текста, а полужирный шрифт — только для выделения заголовков (подзаголовков). Ещё один фаворит начинающих дизайнеров — «Выворотка» (белый текст на тёмном фоне) — также может использоваться исключительно в гомеопатических дозах.
И, наконец, совершенно недопустимо применять на сайтах подчёркивание слов и фраз, не являющихся ссылками. Подчёркивание — первый и главный атрибут гиперссылки, поэтому крайне невежливо обманывать пользователей, безуспешно тычущих курсором в обычный текст.
Ошибка № 6. Музыка
Пять секунд ада, через которые прошёл каждый эксперт, — музыка, начинающая звучать сразу после открытия сайта. Особенно музыка со словами, например песня о школе, исполняемая задорными пионерскими голосами.
Дополнительные острые ощущения эксперт получает, лихорадочно пытаясь найти на сайте кнопку выключения музыки — а кнопки нет! А если к этому прилагается ещё и неостановимое видео… Дорогие директора школ и учителя, вы серьёзно считаете, что просмотр вашего сайта должен проходить в музыкальном сопровождении? Полагаем, что такое возможно, только если к вашему компьютеру не подключены колонки или если вы не посещаете свой сайт.
Сетевой этикет здесь, как и во всех подобных случаях, неумолим: музыка или видео могут запускаться только по желанию пользователя.
Ошибка № 7. Некачественный контент
Не раз и не два эксперты, кликнув по заголовку новости, попадали на страницу, состоящую из заголовка. Или целый раздел сайта встречал надписью «Здесь скоро будет текст». Или пункт меню «Школьная жизнь» приводил на страницу с единственной фотографией. Или страница сообщала, что она не найдена. Или лицензия представляла собой отсканированный документ, который даже в увеличенном варианте не позволял разглядеть номер школы. То есть контент, может быть, планировался и качественный, но, видимо, что-то случилось.
Еще один способ испортить контент — опечатки, грамматические и орфографические ошибки, особенно неуместные на образовательных ресурсах. Мы понимаем, что ошибки и опечатки встречаются даже в крупных СМИ, но школьному сайту, в отличие от СМИ, публиковать информацию с максимальной оперативностью не нужно. Найдите время и силы, проверьте свой сайт, исправьте ошибки, удалите пустые страницы (а лучше — наполните), в общем — проведите на школьном сайте субботник.
Ошибка № 8. Неудержимые файлы
Традиционная ловушка на страницах школьных сайтов: ссылка «Советы родителям» или «Парадоксальные задачки», или «Разработка урока», или ещё что-то не менее увлекательное. Нажимаете… и начинается закачка файла! Как? Почему? Я не хотел ничего скачивать, я хотел просто посмотреть!
Обычно — и «обычно» здесь ключевое слово — пользователь, кликнув на что-либо, похожее на гиперссылку, ожидает, что откроется HTML-страница. Не надо его разочаровывать. Файл, который можно загрузить с сайта, обозначайте соответствующим образом, указывая его формат, например: (.doc), (.xls), (.pdf), либо размер файла, либо и то, и другое. Ещё одним вариантом решения являются небольшие иконки рядом с файлом, указывающие на тот или иной формат.
При этом крайне желательно, чтобы скачиваемый документ не открывался в том же окне, в котором открыт сайт, так как закрыв документ, посетитель, сам того не желая, закроет и сайт.
Ошибка № 9. Новые окна и новые сайты
А вот обычные страницы, наоборот, должны открываются в том же окне, это стандарт по умолчанию. Если посетитель захочет открыть страницу в новом окне или новой вкладке, ему достаточно нажать на ссылку правой кнопкой или колёсиком мыши.
И уж тем более при щелчке по ссылке или пункту меню не должен внезапно открываться другой сайт! Исключение: новые окна и новые сайты могут открываться по ссылкам, размещённым в специально обозначенных разделах типа «Советуем посетить» или «Полезные ссылки», а также по кнопкам (баннерам). Во всех других случаях предупреждайте посетителя, что пройдя по ссылке, он окажется на другом ресурсе, например: «Занимательная методология на сайте нашего УМО».
И даже в этих частных случаях лучше не путать посетителя разнообразием подходов. Просто запомните: страницы сайта открываются в том же окне, скачиваемые файлы — в новом.
Ошибка № 10. Многообразие дизайна и непредсказуемость меню
Согласно распространённому заблуждению, дизайн сайта — дело вкуса. Захотелось администратору заполнить две трети главной страницы панорамным видом на школу и окрестности — его право, никто ему не запретит. Эти две трети красоты начинают загружаться на каждой странице сайта — неудобно, но красиво же. Кажется разработчику, что у каждого раздела должен быть свой дизайн и своё меню, а основное меню главной страницы пусть остаётся только на главной странице — его же сайт, пусть что хочет, то и делает.
Вот что о важности грамотного дизайна на образовательных сайтах пишут авторы рейтинга информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных учреждений (школ), опубликованного НИУ ВШЭ и «РИА Новости» в середине апреля 2013 года:
«Единство визуального оформления всех страниц и логичность компоновки контента (логичность переходов) обеспечивают доступность информации для людей с некоторыми когнитивными нарушениями. Если визуальное оформление сайта меняется от страницы к странице, а переходы по разделам подчиняются некой специфической логике, то пользование таким сайтом для инвалидов этой группы значительно затруднено».
Согласимся с коллегами и добавим от себя: не только инвалидам, но и абсолютно здоровым людям становится не по себе, когда визуальное оформление меняется от страницы к странице, а переходы подчиняются «специфической логике». Основное меню обязано оставаться неизменным на всех страницах сайта, возможность вернуться на главную страницу (причём не только через кнопку браузера «Назад») должна быть на любой странице сайта, а разветвления меню не имеют права заводить пользователя в тупики и лабиринты, из которых так просто и не выберешься.
***
Представим абсолют: сайт, на котором нет ничего, кроме полусотни заголовков, по которым открываются зазипованные документы с полной информацией о лицензии, аккредитации, администрации, преподавателях, оснащенности, образовательном процессе, внеучебной деятельности и так далее по всем пунктам параметра «информационная насыщенность». И даже с лентой новостей о достижениях — тоже в формате .doc. Или в формате .jpg (скан фотографии диплома, например) — для разнообразия. Правда, эта фотография откроется на другом сайте, но ведь откроется же. И прочесть текст диплома сможет только человек с феноменальным зрением…
В этом случае формальные требования по контенту школьного сайта выполнены? Да. Этот сайт пройдёт министерскую проверку? Да. Это сайт для людей? Нет. Должен такой сайт стать образцом для подражания? Нет.
Поэтому с августа 2013 года критерий «юзабилити» (удобство использования), обкатанный этой зимой на сайтах классов, сайтах школьной тематики и персональных сайтах, будет введён во все категории рейтинга.
Делайте хорошие сайты, и пусть вам сопутствует удача!
Источник: www.prosvpress.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий